mkitross (mkitross) wrote,
mkitross
mkitross

Categories:
Эта драша основывается частично на лекции рава Эзры Бика из виртуального бейт мидраша йешивы hар Эцион.
В нашей главе есть странный пассаж: "Вот – Я посылаю ангела перед тобою, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя в то место, которое я приготовил. Бойся его и слушайся, не прекословь ему, ибо он не простит ваших проступков, так как имя Мое на нем."
Как правило, ангел в Торе – это сам Бог, или Его действия, пос ланец, голос Бога, как, например, в истории с Агар, где ангел говорит ей вернуться к Саре и подчиниться ей, или в Акедат Ицхак, где он говорит: "Не простирай руки на отрока". И как бы мог Авраам послушать какого-то ангела, если повеление он получил от самого Всевышнего?
Но здесь простой смысл текста на совсем укладывается в это понимание. Всевышний подчеркивает, что Он посылает ангела. Пусть это действие – но не совсем действие Всевышнего. "Имя Мое на нем" – значит, это все-таки не совсем "Я". И к тому же "Он не простит ваших проступков" – и это совершенно противоречит нашему представлению о Всевышнем, основывающемуся на многочисленных высказываниях в Торе о том, что Он - Бог прощающий.
Есть еще одно место в Торе, где Бог в некотором смысле противопоставляется ангелу, где ясно, что это не одно и то же. Это глава Ки Тиса, где после греха Золотого тельца, Всевышний говорит:
"И пошлю перед тобой ангела, и прогоню кнаанеев, эмореев, и хеттов, и призеев, хивеев и йевусеев. Иди в страну, текущую молоком и медом; а Я не пойду в среде твоей, Израиль, потому что ты непреклонный народ – как бы не уничтожил Я тебя по дороге."
Здесь тоже ангел – это как будто бы не сам Всевышний, но здесь наоборот – пошлю ангела, а то как бы Я вас не уничтожил. Моше, как мы знаем, не соглашается на этот вариант, и Всевышний уступает ему и говорит: "Пойду Я сам." Раши к нашей главе говорит, что сообщение о том, что Всевышний пошлет ангела, относится к будущему, именно к тому, о чем говорится в главе Ки Тиса, то есть к тому, что в итогк ек состоялось, благодаря вмешательству Моше. Ясно при этом, что управление народом через ангела – это какой-то более низкий уровень управления. При этом после греха Тельца такое понижение было бы оправдано, но Моше все равно не соглашается. А в нашей праше Моше молчит. Как же это объяснить? И еще один вопрос: кто же не прощает грехов – ангел или Всевышний, который говорит о самом себе: "как бы не уничтожил Я тебя по дороге"?
Рав Бик, ссылаясь на драшот аРан, предлагает такое объяснение: ангел – это естественное управление, основанное полностью на причинно-следственной связи. Человек и народ получают то, чего заслуживают. Такое управление не прощает грехов. Но непосредственное управление Всевышнего, хотя и таит в себе опасность, что Он "уничтожит нас по дороге", не таково. Бог может смилостивиться, а может разгневаться, но это уже Его личное управление, не действующее по правилам причинно-следственной связи. И здесь мы можем обратиться к второй части комментария Раши к этому стиху. "Привести тебя в то место, которое Я приготовил" – Раши говорит: пщат – это место которое Я приготовил для вас, то есть Эрец КнаанЭ в которой вы будете жить по обычным законам, во многом, тем, которые описываются в главе Мишпатим. Будете вести себя хорошо – не будут у вас выкидываюшей и песплодной, и Я прогоню врагов твоих. А если будешь служить богам их, это станет для тебя западнею..
После греха Тельца Всевышний и собирался отдать народ Израиля под власть ангелического руководства. Живите по законам, и как выйдет, так выйдет. Но Моше не согласился на это. И Раши комментирует дальше: "место, которое Я приготовил" – мидраш говорит: כבר מקומי נכר כנגדו и это, говорит Раши, одно из мест, где говорится, что в соответствии с Нижним Храмом есть и верхний Храм, и Я все-таки буду управлять вами лично. А как – об этом мы читаем в главе Ки Тиса, где Моше, как раз после того, как умолил Его "идти лично", просит показать ему славу Его – и Всевышний говорит ему: помилую, кого помилую и пожалею, кого пожалею".
Subscribe

  • Балак

    Выступление для синагоги , раздел "Балак", Читать дальше.

  • К разделу "Мецора"

    Я хотела назвать свою драшу "Что общего между проказой и коронавирусом". Вообще, общего очень много: и там, и там применяется карантин, все этой…

  • Песах 2020 выступление к Шаббату

    Pesach drasha Мы читаем в шабат холь а-моэд Шир аШирим, а в качестве чтения Торы – отрывок из прашат Ки Тиса. Я постараюсь немного связать эти 2…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments